RAW ФОРМАТПокупка зеркального фотоаппарата - лишь полдела. Такие камеры, снимают лучше обычных «мыльниц», однако ими еще нужно уметь пользоваться. Покупатели «зеркалок», часто основным преимуществом выделяют возможность использования сменных объективов, хотя на самом деле главный секрет кроется совсем в другом. Речь идет о возможности работы с «сырым» форматом изображений RAW, представляющим собой полный набор данных, поступающих напрямую от матрицы. Этот формат заметно расширяет просторы для творчества: с ним даже неудачные кадры можно превратить в такие, которые не стыдно опубликовать. Основное преимущество формата RAW связано с его отличной способностью хранить всю информацию в исходном виде. Это значит, что она не подвергалась обработке процессором камеры и не сжималась. 1. В формате RAW мы можем установить баланс белого уже после съемки. Если вы снимаете в JPEG, исправить баланс белого невозможно. Для коррекции гаммы придется двигать много цветовых ползунков, причем идеального результата достичь скорее всего не удастся. Подобные ситуации часто встречаются в уличной съемке, когда динамически меняется освещение. 1. Главным недостатком формата RAW принято считать сложность взаимодействия с ним. Частично это правда: если фотографии, снятые в JPEG, можно открывать любой программой для просмотра изображений, включая стандартную, встроенную в операционную систему, то с RAW такой фокус не пройдет. Для просмотра RAW-фотографий придется установить специальные вьюверы, поддерживающие этот формат - ACDSee или FastStone. Причем далеко не все RAW-ковертеры будут работать с файлами вашей камеры, так как производители часто меняют используемый фотоаппаратом формат файла, вследствии чего могут потребоваться обновления конвертера. 2. Бытует мнение, что с RAW неудобно работать, особенно если не нужна никакая обработка. На самом деле любые программы-конвертеры, как от производителей камер, так и сторонние, позволяют очень быстро выполнять пакетную обработку или переводить кадры из RAW в JPEG без какой-либо коррекции. Достаточно открыть папку из ста-двухсот-трехсот фотографий, выбрать место для сохранения на жестком диске, запустить процесс — и спустя недолгое время все кадры будут переведены в JPEG. Конвертация из RAW в JPEG 22-мегапиксельного файла занимает от трех до пяти секунд на компьютере средней конфигурации. Если же в части снимков необходимо подправить экспозицию или баланс белого, то пакетная обработка RAW займет меньше времени, чем обработка JPEG. В конце концов, при наличии достаточного количества карт памяти можно вести съемку параллельно в RAW и JPEG. 3. Размер изображения. Принято считать, что RAW-файлы требуют больше места на картах памяти и жестких дисках. Да, это так: например, JPEG в максимальном качестве, сделанный фотоаппаратом Canon 5D Mark II, Обычно занимает 6-9 Mбайт, тогда как RAW – 20-25 Mбайт. Но нужно ли беспокоиться об этом, когда носители большого объема стоят гораздо меньше даже самых недорогих объективов — имеет ли смысл на этом экономить? Кроме того, в некоторых случаях, когда не предполагается печать файла крупным форматом, можно использовать «урезанный» RAW, при котором происходит уменьшение размера изображения: возможна незначительная потеря детализации, но цветность и остальные составляющие качества останутся прежними. Canon 5D Mark II, как и многие фотоаппараты, позволяет снимать как обычный RAW (5616x3744 точек), так и sRAW (3861x2574), а также sRAW2 (2784x1856). В этом случае объем файла значительно снижается. 4. Уменьшение продолжительности серии. Например, при работе с камерой Canon 5D Mark II в серии насчитывается 78 кадров в JPEG и всего 13 кадров в RAW. Объясняется это тем, что RAW быстрее заполняет буфер камеры. Но насколько часто в любительской и даже в профессиональной съемке нужна серия больше 5-10 кадров? Обычно такого количества снимков хватает, чтобы запечатлеть эмоции человека, его движения или, к примеру, полет птицы. Больше десятка кадров в серии может пригодиться только при съемке очень динамичных событий (спортивных состязаний, тест-драйвов автомобилей) или диких животных. Но для таких ситуаций используются специальные репортерские камеры с высокой скорострельностью и огромным буфером памяти, любителю это вряд ли пригодиться. Нельзя забывать и об упомянутых выше форматах «урезанного» RAW: с ними серия длиннее, чем с «полноразмерным» RAW. 5.При съемке в JPEG цвета получаются такими же, какие мы видим на экране фотоаппарата, а в случае с RAW сторонние конвертеры покажут чуть другие оттенки. Серьезная ли это проблема? Подавляющему большинству снимков требуется цветокоррекция, так что все равно придется выполнять обработку на свой вкус, и мелкие тоновые оличия вряд ли существенно осложнят процесс. А если потребуется оригинальный цвет, можно воспользоваться RAW-ковертером от производителя: в нем цвета отображаются точно также, как на экранах фотоаппаратов. |