Графический редактор
Программы для работы с графикой. Более подробно о векторных и растровых графических редакторах.
Те, кто снимает цифровым фотоаппаратом или хотя бы мобильным телефоном испытывают потребность в программе, которая позволила бы просматривать коллекцию фотографий, находить нужные, организовывать их просмотр, а может быть, и немного обрабатывать, исправляя характерные неисправности цифрового фото. Программы такие называются менеджерами изображений.
Раньше такими программами пользовались в основном компьютерные художники и дизайнеры, а теперь потребность в них появилась у миллионов домашних фотографов. Самый простой и общеизвестный менеджер картинок — это Проводник Windows, который позволяет просматривать картинки в виде эскизов или крупно и поворачивать их на 90 градусов. В Висте появилась программа Фотоальбом Windows, где имеются вполне удобные средства сортировки и поиска картинок, можно исправить на снимке яркость и контраст, убрать эффект красных глаз, подрезать картинку и т.п. Аналогичная по устройству программа-фотоальбом доступна на сайте Microsoft — можно скачать её к себе в компьютер, установить и использовать в Windows XP/7/8.
К менеджерам картинок вплотную примыкают программы - просмотровщики графики, они же вьюверы (от слова viewer) такие, как IrfanView, PicaView, XnView, FastStone Image Viewer. Они сориентированы не на работу с коллекцией, а именно на просмотр картинок, часто самых экзотических форматов. Заодно играют роль конвертеров: такая программа сумеет сохранить картинку любого известного ей формата в любом другом известном ей формате.
Но самый серьёзный класс графических программ — это, конечно, графические редакторы. Есть мощные профессиональные и полу профессиональные программы (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, 3D Studio Max, PaintShop Pro) — достаточно большие и достаточно дорогие. Есть и бесплатные, иной раз вполне даже мощные, но при этом весьма компактные программы: Gimp, IncScape или Blender. Есть совсем простые, например Paint, входящий в комплект Windows, Paint.Net, XPaint, PhotoFiltre, Pixia и многие другие.
Графические редакторы делятся на три главных типа — растровые, векторные и трёхмерные.
Растровые редакторы представляют изображение как совокупность отдельных точек, для каждой точки отдельно заданы её цвет и яркость. К числу растровых относятся Paint, Painter, Adobe Photoshop, PaintShop Pro, Gimp.
Внутри этой группы можно выделить три подгруппы:
программы предназначенные для рисования растровых картинок разного рода кисточками и карандашиками (Paint, Painter). Именно эти программы исторически были первыми среди графических редакторов, от них и пошло задорное слово «рисовалка»;
программы для обработки цифровых фотографий. Они мало пригодны для рисования, зато представляют разнообразные инструменты для исправления не совсем удачных фотографий и создания из них коллажей. Программ таких очень много. Это и Adobe Photoshop Elements, и PicJet Studio, и Pixia, и масса других программ, чьи названия содержат Photo Editor (фоторедактор), Photo Corrector (фотокорректор) или Retouch (ретушер);
универсальные, вроде всемирно известного Фотошопа или чуть менее известного Гимпа, где и рисовать можно, и фотки по-всякому улучшать или портить — смотря кому чего хочется.
Векторные графические редакторы рисуют не отдельными точками, а сразу целыми линиями — отрезком прямой или кривой, описываемой стандартной формулой, а сложные формы представляются как набор таких простых кривых и прямолинейных отрезков. Предназначены такие программы для рисования и всяческого дизайна.
Скажем, в комплекте Microsoft Office есть встроенная векторная рисовалка, которая позволит прямо в вордовском документе изобразить блок-схему, сделать выносные линии к фотографии, расставить стрелочки.
А мощные векторные редакторы, такие как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Freehand или Inkscape, позволят выстроить изображение любой сложности и насыщенности деталями — была бы охота все эти детали рисовать. Кроме того, они умеют проделывать сложные трансформации формы рисунка (наклонить, повернуть, перекосить, превратить квадратный рисунок в круглый, цилиндрический, криволинейный — в какой угодно), умеют заливать рисунки краской с плавными переходами цветов. Очень легко тут сочетать изображения с разного рода надписями, произвольным образом размещая текст (по дугам или иным кривым, под любыми углами).
Векторные редакторы используются при изготовлении эмблем и товарных знаков, при книжной, журнальной и рекламной вёрстке любой сложности, в полиграфии, и во многом другом.
Векторная и растровая графика — это совершенно разные способы представления изображений. Перевод файлов из векторной формы в растровую происходит элементарно, а вот обратный — из растровой формы в векторную (трассировка) — представляет собой довольно сложную проблему (как для тех кто пишет программы-конвертеры, так и для пользователей — если они попытаются воспользоваться плодами такого конвертирования).
Существуют и редакторы смешанного типа. В современных растровых редакторах используются элементы векторной графики, и наоборот, в векторную рисовалку, иной раз, можно как отдельный фрагмент вставлять растровую картинку и обрабатывать её именно как растровое изображение.
Особняком стоят трёхмерные рисовалки, лидером среди которых в последние годы стала программа 3D Studio Max компании Autodesk, но есть и другие, тоже вполне качественные и мощные: Maya, Rhinoceros 3D, бесплатная программа Blender.
К примеру, вы дизайнер по интерьерам или архитектор. Строите в 3D Max замечательно правдоподобную и очень красивую мебель кабинета или целой дачи. Позволяете клиенту рассмотреть его будущее жилище со всех сторон и в разных ракурсах — как бы походить по нему. Дело за малым — всё это построить.
Программы трёхмерной графики обычно векторные, но они умеют заливать контуры своих схематических рисунков реалистически выглядящими текстурами, имитирующими поверхности разных пород дерева, пластика, кирпича, металла и т. п., умеют учитывать силу, цвет и направление источников света, создают блики и тени, что делает получающиеся изображения очень похожими на фотографии.
В графические пакеты часто входят программы компьютерной анимации, но существуют и независимые анимационные программы. Используются аниматоры не только для создания мультиков, но и для оформления интернетовских страничек всяким мигающим и подмигивающим иллюстративным материалом и рекламой.
В данной категории тоже встречаются векторные, растровые и 3D программы. В комплекте с векторным графическим редактором CorelDRAW приходит программа векторной же анимации Corel R.A.V.E., растровый редактор Photoshop позволит вам соорудить анимацию для интернетовской странички, а в состав программ 3D-моделирования, как правило, включается модуль для анимации созданных объектов.
Из серьёзных программ компьютерной анимации лидируют AutoDesk Animator, Ulead GifAnimator, а также программа Macromedia Flash, которая с 2007 года выходит под маркой компании Adobe Systems.